Заместитель начальника отдела уголовного розыска майор полиции Алексей Горбунов

«Вас беспокоит служба безопасности банка», — фраза, после которой несколько десятков алапаевцев уже остались не только без накоплений, но и ввязались в многотысячные кредиты. Такие случаи в МО МВД России «Алапаевский» регистрируют практически еженедельно. Заместитель начальника отдела уголовного розыска майор полиции Алексей Горбунов предупреждает — даже если мошенника найдут, платить по счетам всё равно придется, поэтому, отвечая на звонок с незнакомого телефона, лучше насторожиться и не спешить выполнять указания незнакомца на том конце провода.

— Немного статистики: насколько активизировались мошенники?

С начала текущего года на территории города Алапаевска и Алапаевского района зарегистрировано 21 преступление в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, то есть мошенничеств. Раскрыто 3 преступления данной категории. Также на обслуживаемой территории зарегистрировано 4 преступления, связанных с кражами денежных средств с банковских карт граждан. Все преступления данной категории раскрыты. Как показывает проведенный анализ жертвами аферистов становятся люди среднего возраста.

— Какие виды дистанционного мошенничества встречаются чаще всего? Основные схемы?

Мошенники изобретательны, но в этом году самой популярной легендой стали звонки о попытке списания средств со счета и поступивших заявках на кредит, которые необходимо срочно аннулировать. Но есть и другие варианты.

Остаются актуальными и покупки через Интернет на сомнительных сайтах, предлагающих товары с суперскидками: деньги перечислены, но товара нет.

В последнее время набирает обороты мошенничество под видом инвестиционных вложений. Вот один из случаев, зарегистрированных у нас в городе. Местный житель в сети Интернет увидел рекламу быстрых заработков. Его заинтересовало данное предложение. С помощью сотового телефона он перешел по указанной ссылке в целях ознакомления с предложенными условиями. Чуть позже мужчине поступил вызов с неизвестного ему номера телефона. Звонивший представился работником биржевой компании, после чего рассказал о дополнительном заработке в инвестициях. Выслушав условия собеседника, мужчина решил попробовать и вложить деньги. В последующем с потерпевшим общался «аналитик», который направил ему ссылку для регистрации на Интернет-сайте. Мошенник курировал доверчивого мужчину на протяжении месяца. Сначала мужчина использовал свои личные сбережения, а когда они закончились, оформил на себя кредит. После новогодних праздников заявитель решил «вывести» свои деньги, однако сделать ему это не удалось. Тогда он понял, что стал жертвой аферистов и обратился в полицию. Общая сумма ущерба, причиненная мошенническими действиями, составила более 475 тысяч рублей.

— Как определить, что звонит мошенник?

— Способы, которые порой применяют телефонные мошенники, поражают своей изобретательностью и техническим исполнением. Как правило, это грамотно подготовленные и технически подкованные люди. Именно поэтому так трудно бывает отличить сотрудника банка от мошенника. Однако распознать преступника по звонку можно, обратив внимание на следующие моменты:

— Звонок поступает со скрытого или «простого» номера. Из банка всегда звонят с официальных номеров, указанных на сайте. Если входящий номер скрыт или звонок поступает с обычного номера и звонивший представляется сотрудником банка, то это мошенники.

— Смс якобы от банка приходит в новую переписку. Смс из банка тоже приходят с одного-двух номеров, которые вам уже знакомы. В любом случае не спешите переходить по ссылкам в сообщении.

— Собеседник спрашивает данные карты или смс-коды. Смс-код — всё равно что пароль. Сотрудники банка никогда его не спросят, а номер карты они и так знают.

Также должны насторожить следующие моменты при использовании в сети Интернет сайтов бесплатных объявлений:

— Недавно созданный профиль покупателя или продавца;

— Попытки вывести общение с платформы в мессенджеры;

— Давление и требование оплатить товар быстрее;

— Странные, да и вообще любые ссылки;

— Предложение использовать альтернативные, «более удобные» сервисы для оплаты или доставки;

— Просьба прислать данные, которые обычно не нужны для оплаты: CVC-код карты или цифры из сообщения банка.

— Как защититься от таких мошенничеств?

— Чаще всего мошенники делают ставку на то, что всё надо делать быстро, они держат человека на телефоне и просят всё делать очень срочно, потому что «совершается подозрительная операция» и «деньги сейчас просто исчезнут». Когда человека торопят с принятием решения, он теряется, не может сообразить и не может выйти из-под влияния. Кроме того, мошенники оперируют профессиональными терминами, создается фон реально работающего офиса или кол-центра, это тоже внушает доверие. Поэтому самое главное правило – не паниковать! Постараться проверить информацию, которую сообщает мошенник, или обсудить ситуацию с кем-то из близких или знакомых.

Ни под каким предлогом никому не сообщайте личные данные, кодовое слово, реквизиты карты и конфиденциальную информацию с обратной стороны карты и коды из СМС.

Не отвечайте на подозрительные звонки и СМС – сообщения, не перезванивайте на незнакомые номера.

Немедленно блокируйте карту, если заметили подозрительную операцию с ней, либо её утратой.

Не поддавайтесь подозрительно-выгодным предложениям товаров в  Интернете, не производите полную предоплату за приобретаемый товар.

Можно установить специальное мобильное приложение, определитель номеров, которые анализируют сведения о телефонах из своей базы, учитывают отзывы пользователей, а также из справочника компаний. Но выбирайте только проверенные сервисы.

— Если все таки попался на уловки мошенников, что делать? 

— Если Вы стали жертвой мошенников, незамедлительно сообщите об этом в полицию по телефону 02 (со стационарных телефонов) или 112 (с мобильных средств связи) или в дежурную часть МО МВД России «Алапаевский» по телефону 8(34346)3-42-25.

МО МВД России «Алапаевский»